Все новости
21 Сентября 2018, 11:38

Экспедиция в Бой-Булок

САЛАВАТСКИЙ СПЕЛЕОЛОГ ПОБЫВАЛ В ГЛУБОЧАЙШЕЙ ПЕЩЕРЕ АЗИИ


НАША СПРАВКА

Пещера Бой-Булок в Узбекистане — самая глубокая в Азии, находится недалеко от границы с Таджикистаном, её глубина 1 415 метров, протяжённость — 14 270 метров. Осложнена мелкими колодцами, была открыта екатеринбург-скими спелеологами. В переводе с узбекского её название означает «богатый источник», из-под земли здесь постоянно течёт ручей.

Салаватскому спелеологу Владиславу Иванову 19 лет. Пещерами заинтересовался еще в девятом классе, побывал в известных пещерах республики: Кутук — 2, 4, Грандиозной, в прошлом году — в Крыму. А в марте этого года состоялась двухнедельная экспедиция в Узбекистан совместно с екатеринбургскими спелеологами, которые приметили худощавого парня, неплохо выступавшего на различных соревнованиях. Его физическому развитию способствовали пешие походы, скалолазание, занятия бегом, лыжами.


Новая международная экспедиция в Азию прошла с 31 июля по 21 августа. В ее составе — 14 россиян из Оренбурга, Челябинс­ка, Екатеринбурга и единственный участник из Башкирии — Владислав. В состав экспедиции также вошли 11 представителей Франции и Швейцарии. Дорогостоящую поездку Владиславу помогли осуществить салаватские спелеологи: дали часть снаряжения, поддержали финансами. Владислав доехал на поезде до Ташкента, где его встретили, затем через Самарканд доехали до города Байсун, где закупали и составляли продуктовые модули (один модуль рассчитан на четыре человека в течение четырех дней).


— На следующее утро мы приехали в кишлак Дибало, — рассказывает Владислав. — Там нас встречал местный житель Садык, который накрыл огромный гостеприимный стол с фруктами, арбузами, дынями, горячим пловом. 12 ишаков загрузили снаряжением, продуктами, упаковали рюкзаки весом 10-15 кг и в сопровождении трех пастухов отправились пешком в путь длиной 19 километров по горной местности. Сначала шли по узкой тропинке, поднимались по такому крутому подъему, что одно животное чуть не свалилось в пропасть. Набрали воды в десятилитровые фляги, которые пришлось нести самим. Под конец пути ишаки устали, начали упрямиться, двух животных пришлось разгрузить. И вот, наконец, наш лагерь на высоте 3 200 метров. На плато с каньонами находятся 15 пещер. Наша цель — пещеры Бой-Булок и имени Александра Вишневского (лидер советского и российского спелеодвижения в 80-х — 2000-х годах). Есть предположение, что эти пещеры где-то соединяются. Нам необходимо было сделать топосъемку, расширить ходы, искать новые.


Акклиматизация прошла в пещере Бой-Булок. Необходимо было как можно дальше забросить транспортные мешки со снаряжением и провизией, осмотреться. Второй выход совершили вместе с французами, на каскаде колодцев делали навеску — старая, установленная еще в девяностых годах прошлого века, не годилась. На это ушло 70 метров веревки. Завершили работу только в три часа ночи, поэтому заночевали в палатке, там же приготовили еду. Подъем на поверхность занял пять часов, связи не было, и наверху уже начали беспокоиться.


— Очень красивая пещера, — делится впечатлениями Владислав. — Сложная и узкая, повсюду чистые, нетронутые натечки, тут и гелектиты (разновидность кальцита и арагонита в виде вытянутых каменных палочек, причудливо растущих в произвольных направлениях), кораллиты (пещерные кораллы), сталактиты (наросты, свисающие с потолка), сталагмиты (растут со дна). В общей сложности я совершил пять выходов, самым сложным оказался выход в пещеру имени Вишневского. Ее глубина 735 метров, она сложная для прохождения из-за протяженных узких ходов. Мы там были пять дней, вымотались сильно. Если в Бой-Булоке идешь по дну, то здесь — в распоре, опираешься о стену. Мы туда вошли в час дня, а до дна дошли в половине шестого утра.


— А как вы общались с иностранцами?

— Те, кто знал языки — на английском, часто жестами. На дворе век современных технологий, текст можно перевести в онлайн-переводчике. Самым младшим среди иностранцев был француз Алекс — он старше меня всего на полгода, его родители профессиональные спелеологи. Мама Яна водит туристов по пещерам. Были еще и девушки — учительница из Швейцарии Ванесса, она новичок в нашем деле, и Лоренс из Арно.


— Что тебе дала эта поездка?

— Познакомился с интересными людьми, а главное — получил много опыта. В пещере мы жили пять дней. Сыро, температура +6 градусов. Лагерь был гамачным, внизу вода и нет возможности поставить палатку. А спать в гамаке очень неудобно. Зато мы открыли около двух километров новых ходов. После этой трудной экспедиции один из французов «завязал» со спелеологией, демонстративно разрезав на кусочки стропы. В планах — побывать в пещере Снежной — одной из самых трудных в мире.


В Интернете есть отзыв одного спелеолога: «Бой-Булок — это суперпещера, здесь ты учишься преодолевать самого себя, свои слабости». Сейчас Владислав вместе с коллегами — промышленными альпинистами красит факельную установку высотой около ста метров. Теперь, когда он в Азии преодолел высоту 200 метров, эта ему кажется не такой уж сложной.


Участница экспедиции Юлия Устинова: «Перспектива соединения двух пещер в единое целое остается реальной. 25 разных людей, говорящих на разных языках, работали дружной командой в течение 15 дней. Пять подземных лагерей, километры топосъемки, сотни метров восхождений и первопроходов».


Фото из архива Владислава Иванова




Читайте нас: