В год 70-летия Салавата далёкое время рождения города вспоминает первостроитель Никита Мануйлов
С каждым годом река времени всё дальше и дальше уносит нас от памятных лет салаватской жизни прошлого века. В памяти стираются отдельные штрихи, которые по-прежнему теплятся в сердцах тех, кто строил и пускал в работу нефтеперерабатывающие установки, самоотверженным трудом снабжал Родину высококачественным топливом, украшал и облагораживал город.
«Никто не забыт, ничто не забыто» — произносим мы, жители Салавата, собираясь время от времени, чтобы вспомнить свою трудовую молодость, патриотический труд на благо нашего народа, тех, кто крепил мощь комбината и авторитет города, но не дожил до наших дней. Удивительное это было время — пятидесятые годы. Годы великих строек, стахановских рекордов, открытий и тревог.
Нам дали наказ наши предки
Могущество множить страны.
И старты берут пятилетки,
Строители в жизнь претворяли
И вновь покорилась природа
В краю плодоносной земли.
«Мы все за судьбу отвечаем
И сердцем с тобой, Салават!»
В начале 1956 года, после службы на флоте, я устроился на комбинат в школу мастеров, а после ее окончания был направлен на НПЗ комбината. Я полюбил завод. Здесь прошли самые светлые годы моей молодости. Здесь я приобщился к племени нефтепереработчиков. Рассказать обо всем невозможно, а вот о некоторых эпизодах, которые запечатлелись ярко, хочется упомянуть.
Салават начал строиться в 1948 году и рос в ускоренном темпе. Одиноким специалистам предоставлялось жилье в комфортабельных общежитиях со всеми удобствами. Учились и работали с мечтой о светлом коммунистическом завтра. Трудовые победы не давались легко. Они были результатом полной самоотверженности каждого труженика города, комбината. Люди испытывали предельное напряжение, порой валились с ног от усталости. Но никто не роптал и не жаловался, потому что знал: каждый трудовой день ковал могущество нашей страны, и мы этим, бесспорно, гордились. Тогда все делалось на энтузиазме, жили и трудились сообща.
Отдыхали и ходили в кино, на танцы в праздничном настроении. Излюбленными местами досуга были парк на улице Пушкина, клуб строителей и клуб комбината. В кинотеатрах «Родина» и «Комсомолец» демонстрировались фильмы, но посмотреть их было сложно из-за огромного числа желающих. Билеты на любой фильм разбирались незамедлительно.
Город рос, клуб комбината стал тесен. Назрел вопрос о переоборудовании котельной в 20-м квартале в лекционный зал. В свободное от работы время комсомольцы помогали строителям ускорить время сдачи объекта в срок. Подносили раствор для кладки стены гримерной комнаты. И вот в конце 1956 года клуб комбината закрыли, а его творческий коллектив стал работать в лекционном зале. Директором была назначена Фира Яковлевна Меркина — человек добрейшей души, большого ума и сильной воли.
Проводились лекции, комсомольские и партийные собрания, концерты художественной самодеятельности. Вечером молодежь ходила на танцы. Считалось позорным появляться в обществе «навеселе». Культура и добропорядочность отличали жителей города. Сам я участвовал в ансамбле пляски. Были созданы три таких ансамбля. Башкирским ансамблем пляски руководил талантливый хореограф Г. Камбулатов. Русскими плясками руководили Виктор Сафронов и Людмила Дианова.
Был создан большой хор под руководством Л. Рывкова.
Эстрадным оркестром управлял Г. Бочкарев, в нем играли А. Кириллов, Г. Юровский, аккордеонист-виртуоз А. Юрзин, И. Трифонов, И. Кузнецов и другие. Силами вокального коллектива, которым руководила Фира Яковлевна, была поставлена опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин», в которой пели Н. Лысов (Ленский), А. Кравчук и В. Попов (Евгений Онегин), Н. Зубкова (Татьяна), Р. Петрова (Ольга), С. Матвиенко (няня) и другие.
Проводились республиканские фестивали молодежи, в которых салаватские артисты активно участвовали и занимали призовые места. Ни один праздник не проходил без концерта художественной самодеятельности с выездом в другие районы. Руководство города и комбината активно посещало все мероприятия, проводившиеся молодежью. Руководители незамедлительно откликались на запросы коллектива. Артистам выдавались костюмы для выхода на сцену. Репетиции проводились в лекционном зале и клубе строителей. Коллектив поощряли похвальными грамотами и денежными премиями.
После первомайской демонстрации на площади около кинотеатра «Родина» проводились массовые танцы. Иногда сквозь собравшихся трудно было пройти на другую сторону площади.
Не менее популярен в те годы в городе был спорт. Ходили на футбольные матчи, мотогонки. Всех именитых спортсменов знали наперечет. В выходные дни зимой спешили на салаватскую лыжню. Неслучайно Салават слыл городом спорта.
В рабочей спартакиаде салаватцы не один год лидировали по многим видам спорта: шахматы, футбол, теннис, легкая атлетика.
Участвовать и побеждать — славная традиция города. Она зародилась в 50-60-е годы. Уже тогда Салават слыл кузницей спортивных кадров. В те далекие годы большинство салаватцев активно занимались различными видами спорта. Работа на строящемся нефтехимическом предприятии отнимала много времени и сил, но для спортивных занятий время находилось у каждого. Люди семьями приходили на спортплощадки, создавали команды и соревновались. Спортивный азарт всегда был залогом хорошего настроения в работе и досуге.
Шли годы. Город все больше разрастался и хорошел на глазах. Сносились еще пригодные для проживания бараки. Возводились новые дома — хрущевки. На улице Первомайской, возле старого автовокзала, стояли два барака, заселенные жителями покинутых деревень, нашедших блага и уют в городе.
В одном из них проживал мой коллега. В свободное время возле барака собирались его жильцы, чтобы поговорить о пустяках, посмеяться над анекдотами.
Некоторые мужики, любители азартных игр, сидели в сторонке за столиком и шумно стучали костяшками домино.
«Не жизнь — малина!» — поговаривали жители, познав облегчение после деревенской суеты и забот.
И вот «веселый» барак приказано убрать. Коллега получил новую квартиру в хрущевке. Надо бы радоваться, а он — в слезы! Пригласил меня помочь погрузить на машину вещи и всякое барахло, с которым мы по привычке нехотя расстаемся.
Погрузив на машину весь скарб, хозяин куда-то исчез... А вот и он, стоит за углом и плачет! Уж очень не хочется покидать насиженное гнездо, где сдружился с жителями и многое напоминало деревенский образ жизни. И вот — разлука! Приходится привыкать к новым друзьям. Но это несложно.
В те годы мы жили дружно. Все делалось на энтузиазме. Услышав клич, мы отзывались беспрекословно. После работы по доброй воле шли помогать строителям, чтобы ускорить возведение стадиона. Добровольно участвовали в строительстве дворца культуры. Сейчас молодые люди этому не верят. А ведь все так и было!
Основным нашим стимулом было социалистическое соревнование: коллективное и индивидуальное. Брали социалистические обязательства: повышать свой образовательный уровень и культуру поведения в общественных местах. Намечали планы действий.
Вечером после работы всей бригадой выходили на дежурство народной дружины по наведению порядка в городе. Разделившись группами по 5-6 человек, с красными повязками на рукавах ходили по улицам и кварталам, наводили порядок, охраняли покой жителей.
В лекционном зале находился штаб дружины. Начальником штаба был директор СНХРС А.И. Цадкин. Нарушителей порядка и дебоширов приводили в штаб и после разбора на «черном вороне» отправляли в милицию. Дружинники оказывали неоценимую помощь милиции в наведении порядка в городе.
Активных дружинников награждали почетными грамотами, денежными премиями и добавляли к отпуску три выходных.
Чтобы торжественно встретить праздник 1 Мая, мы проводили субботники по наведению чистоты в городе. Утром, выходя из трамвая, можно было услышать задушевные песни и марши духового оркестра, встречавшего
Душа рвалась наружу, рождался неудержимый позитивный настрой и тяга к труду. У некоторых восприимчивых людей на глазах появлялись слезы радости.
Принимали добровольное участие в возведении молодежного парка культуры на улице Ключевой. Возле стадиона «Строитель» находилось небольшое заброшенное озерцо, в которое было сброшено огромное количество разного хлама: бутылки, трубы, металлические канистры. Но больше всего было автомобильных покрышек. Ближе к осени вода в озерце заметно просветлела, и на дне хорошо был виден хлам. Проявляя инициативу, мы, 8 добровольцев, вооружившись баграми, извлекали из воды скопившийся хлам и на самосвале отвозили на свалку. Далее в дело вступили специалисты. С помощью экскаватора водоем был расширен, приступили к его облагораживанию. Осенью мы взяли лопаты и принялись за посадку деревьев по намеченному плану строительства парка.
Через несколько лет я решил на «чертовом колесе» обозреть панораму парка. И какое же я увидел диво! Перед моими глазами открылся водоем во всей красе. Посередине плавало судно — катамаран, предназначенный для развлечения. Подойдя к чистому водоему, я увидел аккуратно сделанные мостики, на которых можно в жаркие дни посидеть, опустив ноги. Я с семьей поплавал на катамаране и подумал, что не зря мы трудились, очищая озеро: наш труд дал плоды, люди радуются красоте.
Фото из архива Бориса Кадесникова