Мы часто с гордостью говорим, что Салават — кузница кадров. Наши земляки достигали высот в профессии, спорте, творчестве и, даже покидая Салават, всегда тепло вспоминали город, в котором проходило их становление. В преддверии 70-летия Салавата нам удалось взять интервью у первого заместителя министра промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан Халила Рахимова, который из почти 34 лет своей трудовой биографии 26 лет отдал Салавату.
Халил Рахимов в 1983 году, после окончания Уфимского нефтяного института, пришел оператором технологической установки на комбинат, где за 24 года прошел путь до главного инженера объединения, затем полтора года проработал в должности главы администрации Салавата, далее возглавлял ОАО «Салаватнефтемаш», с 2010 года назначен первым заместителем министра промышленности и инновационной политики республики.
— Город Салават — крупнейшая площадка реализуемых в республике инвестпроектов, общая сумма инвестиций в основной капитал за 2011 — 2017 годы составила 190,1 млрд рублей. Планируются ли новые проекты?
— По объему инвестиций и реализуемых инвестпроектов Салават занимает одну из лидирующих позиций. Идет модернизация нефтеперерабатывающего завода ООО «Газпром нефтехим Салават», пущена в эксплуатацию установка изомеризации, производится реконструкция установок гидроочистки. По НПЗ осталось построить комплекс производства водорода (планируется в 2019 году) и закончить уже начатое строительство каталитического крекинга (ввод намечен на конец 2019-го — начало 2020 года). Плюс работы по реконструкции очистных сооружений, которые ведутся. За три года (2018 — 2020) планируется порядка 50 миллиардов рублей инвестиций.
— Возможна ли реализация наукоёмких, инновационных проектов на базе уже существующих производств? Есть ли планы по созданию в городе центра, где молодёжь могла бы заниматься наукой?
— К сожалению, сегодня многие предприятия предпочитают не заниматься наукой, а покупать готовые проекты, потому что наука — это долгосрочная перспектива, в ближайшем времени она, как правило, оправдывает только 10% вложенных в нее средств. Тем не менее, создание технопарка, в том числе и научного, вокруг ООО «Газпром нефтехим Салават» было бы востребовано. Предполагается, что на этой площадке будет развиваться малый и средний бизнес, заинтересованный в научных инновациях, которые помогут ему двигаться вперед. Республика в целом, министерство промышленности и инновационной политики, Госкомитет по предпринимательству и туризму делают шаги по созданию научных центров, выделяются соответствующие гранты.
— Залогом успешного развития наукоёмких производств являются люди, высококлассные специалисты. Будет ли вкладывать республика средства в образовательные программы, направленные на подготовку кадров, способных достойно реализовать те задачи, которые ставит перед современной промышленностью президент нашей страны и правительство России?
— Кадровая политика всегда была и будет одним из приоритетных направлений деятельности любого предприятия. Но и республика уделяет серьезное внимание вопросу подготовки квалифицированных кадров, в том числе для промышленности. На всех форумах, которые проводят министерство труда, министерство образования, этот вопрос поднимаем и мы. Стараемся обратить внимание молодежи на республиканские вузы и колледжи, приглашаем представителей предприятий, чтобы они могли донести информацию по своему кадровому спросу и требованиям, обсуждаем кадровые проблемы. А они, к сожалению, существуют. Особенно в сфере малого и среднего бизнеса, машиностроительного комплекса. Не хватает квалифицированных рабочих, молодежь после окончания учебных заведений планирует быструю профессиональную карьеру, мало кто предполагает начинать «с низов» профессии. И когда не получается, молодые работники уходят в другую сферу деятельности. Увы, учебные заведения не могут выпускать не просто обученных, но сразу опытных и высококвалифицированных специалистов, молодым работникам приходится осваивать профессию в течение нескольких лет. Здесь полезен опыт крупных предприятий, которые готовят себе специалистов заранее, профориентируя молодых ребят буквально со школьной скамьи, создавая профильные классы, а также учебные центры непосредственно на производстве, занимаясь практическим обучением студентов вузов и колледжей, продолжая обучение молодых специалистов.
— Ставка на рост промышленных производств увеличивает вероятность возникновения неблагоприятной экологической ситуации. Какие проекты и экологические программы реализуются с целью уменьшения воздействия промышленных процессов на окружающую среду?
— Проблемы экологии всегда являются актуальными, особенно в индустриальных городах, таких как Салават. Поэтому все проекты строительства и модернизации производств проходят серьезную госэкспертизу, включающую и экологическую составляющую. Никто в настоящее время не позволит ухудшать экологический фон, увеличивать вредные выбросы в окружающую среду, повышая предельно допустимые концентрации. Любая современная модернизация производств подразумевает закрытие старых установок, не отвечающих сегодняшним экологическим требованиям. В этом плане ООО «Газпром нефтехим Салават» взяло на себя большие обязательства: из 165 млрд рублей инвестиций более 10 млрд рублей направлены на природоохранную сферу.
В майских указах Президента Российской Федерации говорится о необходимости снизить нанесение ущерба окружающей среде, особенно в индустриальных центрах. К счастью, Салават не входит в двадцатку самых загрязненных городов России, названных Владимиром Путиным, тем не менее, задача поставлена. Любое решение по строительству новых производств будет рассматриваться комплексно, в том числе и в отношении экологической обстановки в каждом конкретном населенном пункте.
Кроме того, серьезный ущерб экологии наносят выбросы автотранспорта. Пора работать над переводом транспорта с бензина на метан. Мало того, что газ почти в два раза дешевле бензина — он практически десятикратно уменьшает выбросы вредных веществ в атмосферу. Поэтому одним из этапов улучшения экологической обстановки можно считать перевод на метан хотя бы пассажирского автотранспорта. Также автоперевозчикам можно поставить условие использовать бензин качественно не ниже «Евро-4» (что уже делается в некоторых городах страны).
Составляя свою экологическую программу, город должен учитывать все моменты, которые могут привести к улучшению ситуации в этом плане.
— Вопросы, связанные с развитием Салавата, знакомы вам не понаслышке: вы работали в Салавате порядка 26 лет, он стал для вас родным. Как изменился город за последние годы?
— Кто бы что ни говорил, но город успешно растет и развивается. Его продвижение вверх я сегодня вижу явственно. Салават всегда был в республике флагманом во многих отношениях, занимал второе после Уфы место в РБ по объему товарной продукции и свои позиции не сдает. Понятно, что есть незакрытые вопросы, определенные социальные проблемы, но и они постепенно решаются. В лучшую сторону меняется облик города. Я люблю этот город, он мне всегда кажется прекрасным.
— 30 июня будет отмечаться 70-летие Салавата. Что бы вы пожелали жителям?
— Это большое событие для Салавата. К слову, мне как главе администрации города в свое время довелось проводить 60-летний юбилей, а теперь Салават отмечает уже свое 70-летие. Такой юбилей — праздник для всех салаватцев: первостроителей, ветеранов, работников, молодежи. Отрадно, что у города сегодня есть большие достижения, которыми он может гордиться.
Всех салаватцев поздравляю с этим прекрасным юбилеем, желаю им счастья, крепкого здоровья, благополучия, результативной работы на благо своих семей, родного города и Башкортостана.