Депутат Зариф Байгускаров о мерах по преодолению алкоголизма
Под действием «веселящего зелья» совершаются тяжкие преступления, разрушаются семьи, страдают дети. Алкоголизм всегда идёт рука об руку с хроническими болезнями, а значит, сводит свои жертвы в могилу раньше положенного срока. Если 20-30 лет назад страсть к бутылке считалась сугубо мужской бедой, то сейчас во власти «зелёного змия» оказываются женщины и подростки. Проблема не могла остаться без внимания депутата Государственной Думы РФ Зарифа Байгускарова, человека, который ведёт здоровый образ жизни и делает многое, чтобы оградить избирателей от последствий злоупотребления алкоголем.
До 600 000 человек ежегодно умирают в России из-за проблем, связанных с употреблением алкоголя: этиловый яд каждый год стирает с карты страны целый город.
— На встречах с избирателями я не раз слышал от людей жалобы на пьянство. Проблема назрела настолько, что игнорировать растущую алкоголизацию общества больше нельзя. Недостаточно просто констатировать факт, что наши со-отечественники злоупотребляют спиртным: нужно ежедневно работать, чтобы алкоголь перестал быть частью нашей жизни.
В 2017 году потребление этанола составило 10 литров абсолютного спирта на душу населения. Цифра звучит пугающе. Она действительно велика, однако в 2016 году эта цифра равнялась 11,6 л. Значит, предпринимаемые властями всех уровней усилия не пропадают даром. Но расслабляться ни в коем случае нельзя, ведь помимо официального оборота спиртного есть еще и нелегальный. Ранее штраф за розничную продажу «паленой» водки, произведенной в кустарных условиях, и сомнительного самогона составлял 2 тысячи рублей. Ко мне не раз обращались граждане с просьбой увеличить данное наказание. Мы с коллегами усердно трудились в этом направлении и внесли предложение в Государственную Думу. Во время пленарных заседаний я лично вел работу над данным проектом. Старания не пропали даром — закон вступил в силу в августе прошлого года. Действующее законодательство предусматривает административную и уголовную ответственность за незаконную розничную продажу алкогольной продукции физическими и юридическими лицами, незаконное производство, закупку, поставку и хранение этилового спирта, незаконное изготовление акцизных марок. Теперь нарушитель заплатит от 30 до 50 тысяч рублей. При этом за повторное совершение данного правонарушения в течение года предусмотрен штраф от 50 до 80 тысяч рублей или год исправительных работ. А если эти меры не остановят человека, то ему грозит лишение свободы.
— Прошло 9 месяцев с принятия закона. Можно ли уже говорить о результатах?
— На совещании с участием прокурора республики и министра внутренних дел по РБ сообщили, что в Башкортостане наблюдается положительная динамика: экс-торговцы контрафактной водкой просто не рискуют браться за старое. Об этом говорят и начальники полиции районов республики. Борьба с алкоголизмом — это не только задача полиции. Общественные организации и органы местного самоуправления не должны оставаться в стороне. К сожалению, многие граждане не сообщают о местах продажи контрафактного алкоголя, боясь мести со стороны правонарушителей. Но равнодушие здесь недопустимо! Даже если сам человек не употребляет спиртное, попасть в алкогольную ловушку могут его близкие, дети. Поэтому сообщать о незаконной продаже контрафактного алкоголя — гражданский долг каждого!
Если вам известна такая информация или вы хотите сообщить о бездействии сотрудников полиции, направляйте свои обращения лично Зарифу Байгускарову по адресу: г. Уфа,
— Ситуацию не улучшает популярность «фанфуриков» — дешёвого и смертельного зелья, популярного среди алкоголиков...
— Жидкости с таким высоким содержанием спирта (75%) должны облагаться акцизом на алкоголь. Недавно я выступил с предложением: либо запретить их и убрать из свободной продажи, либо поспособствовать удорожанию цены данного средства путем облагания акцизом. В ближайшем будущем данная проблема решится.
— Алкоголизм — это беда не одного человека, от него страдают его близкие. Поэтому когда в семье появляется алкоголик, возникает вопрос: бросать его или спасать? Конечно, нужно спасать, но как? Ведь одними убеждениями зависимого человека на праведный путь не направить. Ещё в советские времена в стране эффективно работала система лечебно-трудовых профилакториев, вытрезвителей, а сейчас их нет. Вам не кажется, что нужны кардинальные меры?
— Ни один алкоголик не считает себя зависимым. Они не только себя мучают, но и жизнь близких превращают в ад. 70% преступлений, 63% суицидов совершаются в состоянии алкогольного опьянения. Я считаю, что лица, поднимающие руку на близких и устраивающие пьяный дебош, обязательно должны лечиться. Но, согласно действующим законам, человека нельзя лечить принудительно. Как показывает практика, алкоголики в крайне редких случаях добровольно обращаются в лечебное учреждение. Они говорят: «Когда захочу, тогда и брошу пить». Но на самом деле зависимый от спиртного человек не в силах этого сделать. Значит, алкоголизм — это болезнь, и с нею нужно бороться. Сейчас вместе с коллегами мы рассматриваем законопроект, предусматривающий принудительное лечение лиц, страдающих алкогольной зависимостью. Суть его заключается в том, что при совершении уголовных преступлений или административных правонарушений виновник будет обязан пройти обследование на наличие алкогольной зависимости и необходимости лечения от нее. При наличии положительного заключения медицинской комиссии суд будет вправе назначить принудительное лечение от алкоголизма без согласия самого человека.
В 2017 году наша республика заняла второе место в стране по количеству пьяных водителей — 28 тысяч! Сейчас повторное появление за рулем в нетрезвом состоянии после первого лишения водительских прав больше не является административным правонарушением, а приравнивается к уголовно наказуемому деянию, ведь пьяный водитель — это всегда потенциальный убийца! Пьяному море по колено, его штрафами и запретами не заставишь воздержаться от управления транспортом. Здесь нужно решить проблему окончательно — принудительно вылечить человека от алкогольной зависимости.
Если человек выздоровеет и больше не станет употреблять спиртные напитки, то он станет опорой для семьи, многие обретут счастье, почувствуют вкус трезвой жизни и, надеюсь, автокатастроф на дорогах станет меньше.
Есть у данного законопроекта и противники, которые уверяют, что принудительное лечение нарушит права человека. Но разве пьяный человек, затевающий драку, хватающийся за нож или садящийся за руль, не нарушает права других людей на безопасность и даже на жизнь? Чем больше думаешь об уроне, который наносит обществу пьяный человек, тем больше понимаешь: такой закон нам необходим.
— В чём, по-вашему, корни алкоголизма? Есть версия, что этому способствует безработица.
— Хороший вопрос. Недавно я досконально изучил этот момент и не нашел взаимосвязи между алкоголизмом и безработицей. Пример: на Севере, как мы знаем, работы много, но там процветает алкоголизм, совершается множество самоубийств. А вот на Кавказе, наоборот, остро стоит проблема безработицы, но там редки такие явления, как алкоголизм, наркомания, склонность к суициду, социальное сиротство. Думаю, что все зависит от воспитания, семейных ценностей. Ведь иногда алкоголизм — это следствие детских воспоминаний, запечатлевающих родителей со стаканом в руке.
Во время рабочих поездок по районам я часто общаюсь с трудолюбивыми сельскими жителями. Они имеют большое хозяйство, держат скотину, возделывают огород, сами заготавливают сено — с утра до ночи эти люди заняты делом. Дома таких людей облагорожены, ездят они на хороших автомобилях, детей обеспечивают качественным образованием, и, главное, они никогда не жалуются на жизнь. А вот пьяницы — ленятся, во всех своих бедах обвиняют окружающих и утопают в омуте алкоголя. Каким путем пойдет сам человек, зависит только от него самого.
Отрадно, что в последние годы все больше и больше людей выбирают трезвый образ жизни. Свадьбы и другие семейные торжества проходят без алкоголя. На столе живительные национальные напитки: буза и кумыс. И на сабантуях сейчас не встретишь пьяных людей. Значит, те законы, которые мы принимаем, способствуют укреплению семейных институтов, уберегают от пагубного влияния алкоголя молодое поколение. Но впереди еще много работы. Нужно всем миром действовать сообща, лишь совместными усилиями мы сможем добиться нашей цели — трезвости общества.