У каждой семьи есть свои памятные вещи, которые передаются из поколения в поколение, приобретая новый особенный смысл, связывая времена. А если это не просто вещь, пусть даже имеющая особую ценность, а икона? Удивительную историю семейной иконы, чей возраст насчитывает несколько десятков лет, нам рассказала Олеся Гуцол.
В Шарлыкском районе есть небольшая деревня Преображенка. Как полагается, была здесь и церковь, построенная жителями из дерева без единого гвоздя. Но, к сожалению, теперь ее можно увидеть лишь на нескольких сохранившихся до сегодняшнего дня фотографиях: подобно многим другим, в советское время она была снесена, и, как ходатайствовал Исполнительный комитет Шарлыкского районного Совета депутатов трудящихся, «оставшийся после разборки церковного сооружения стройматериал» использовали при постройке школы — цитата из решения.
— По рассказам бабушки, когда церковь сносили, жители смогли спасти несколько икон. Так одна из церковных икон попала в семью моей прабабушки по маминой линии, потом — к дяде моей мамы, а потом и в нашу, — рассказывает Олеся, вспоминая, что уже в их семью икона попала в плачевном состоянии: лика практически не было видно, чеканка — черная от нагара.
Икону Олеся впервые увидела, когда была совсем маленькой. Долгие годы она стояла дома, к сожалению, в таком плохом состоянии, что никто даже не мог понять, какая именно это икона. Потом родителям Олеси все-таки удалось выяснить, что это образ Иверской Божьей Матери.
— Еще в детстве я прочла, что старинные иконы могут обновляться сами по себе. Люди просыпаются, а они — как новые. Вот у меня и появилась мечта, что когда-нибудь икона обновится и получит вторую жизнь. Я выросла, вышла замуж, у меня росла дочь, а икона так и стояла у родителей… И вот однажды, когда мы были в гостях у мамы, муж предложил забрать икону и отреставрировать. По божьей воле, я познакомилась с молодой и талантливой художницей Лилией Юдиной, которая получила благословение на написание икон. Мы встретились, и она загорелась идеей помочь нам восстановить икону, — вспоминает Олеся.
Долгая и трудная работа, но результат того стоил — икона обрела вторую жизнь! Чудо, которого в семье ждали —
— В народе этот священный лик еще называют Привратницей, Вратарницей или Портаитисса. Иверская икона Божьей Матери получила свое название от монастыря на Афоне в Греции, в котором находится оригинал. Первые воспоминания о ней датируются еще IX веком, когда божественные изображения подлежали уничтожению. По преданию, она была спасена одной вдовой, которая обитала возле Никеи. К ней в дом пришли воины и хотели забрать образ. Один из них ударил копьем по иконе, и пролилась кровь из лика Богородицы. Вдова помолилась Пречистой и направилась к морю. Когда женщина опустила образ в воду, то увидела, что она стоя начала передвигаться по волнам. Однажды монахи Иверского монастыря увидели высокий огненный столб над морем, поднимавшийся над ликом Богоматери, который был в воде. Они пытались приблизиться к ней, но чем ближе приплывали, тем дальше образ уходил в море. Через несколько ночей старцу Гавриилу явилась Богородица и сказала, что готова передать свою икону для помощи и покрова. Но он должен войти в море и прийти к ней по волнам. Старец пошел по воде, чтобы принять божественное изображение, потом принес икону в кафоликон, но утром она была обнаружена над воротами обители. Предание сообщает, что так повторилось несколько раз. После этого Пресвятая Богородица явилась старцу Гавриилу и сказала, что ее не стоит охранять — она сама будет хранительницей братии, поэтому икону оставили у ворот и назвали Вратарницей или Привратницей. Монахи построили надвратную церковь в честь Богоматери, и чудотворная Иверская икона находится там по сей день, — делится историей оригинала чудотворного образа Олеся.
Реставрацию иконы выполнила Лилия Юдина, которая
с радостью согласилась рассказать об особенностях процесса реставрирования икон.
— Вы реставратор или иконописец?
— По специальности я художник-живописец-педагог, но об иконописании мечтала давно. Даже дипломной работой у меня была картина «В иконописной мастерской». Иконописцем себя назвать не могу — только начинаю писать иконы, и тем более я не реставратор — с этим столкнулась впервые. Это потрясающий и трудоемкий опыт.
— Вы работали не просто с художественным произведением. Это была икона. Есть ли какие-то особенности в написании и реставрации икон?
— Иконопись для меня — это святое, божественное, высокое. Когда пишешь или реставрируешь икону, то делается это с постом и молитвой. Не должно быть никаких развлечений — полностью погружаешься в процесс. Это некий разговор с Богом, пишешь от тьмы во свет.
— Как шла работа над этой иконой?
— Есть то, что можно отреставрировать, а есть то, что, к сожалению, не подлежит восстановлению... Обычно реставраторы смотрят на сохранность образа: главное — лики, в каком состоянии само изображение. На этой иконе не было видно ликов, изображение жутко осыпалось, поэтому было принято решение писать заново образ Иверской Божьей Матери. Это оказалось непросто, потому что изображение нужно было подогнать под размер чеканки, которая была на иконе. Убрав все, что осыпалось, прочистила и промыла эту часть доски, прожелатинила, потом нанесла паволоку — марлю, потом — левкас. Это специальный грунт из просеянного через сито мела, размешанного на животном или рыбьем клею с добавлением льняного масла.
— А как выбирался образ? Здесь есть правила?
— Каноническая иконопись — это строгое следование правилам церковного иконописания. Ничего своего и лишнего не должно быть, пропорции соблюдены. Было сложно, следуя правилам, вписать образ в существующую чеканку. На самом деле писать новую икону и реставрировать — это совершенно разные вещи. Многие считают, что легче написать новую икону, чем реставрировать.
— Я очень люблю иконопись по старым каноническим традициям. Писала темперой и сухим пигментом, растирая их на яичной эмульсии (отделенный от белка желток, который смешивается с небольшим количеством красного вина или уксуса) и получая краску. Краска наносится послойно. Сначала пишется одежда, только потом — лики. Это самое сложное в написании иконы. В завершение икона обязательно покрывается олифой, смешанной с масляным лаком. Налитая на икону олифа тотчас начинает впитываться в грунт, образуя на поверхности живописи в разных местах матовые островки. Поэтому на этом этапе через каждые 15-20 минут олифу необходимо разравнивать. Часа через два островки перестанут появляться, олифа будет лежать ровным слоем и постепенно густеть. Здесь опять требуется внимательность: чтобы олифа в отдельных местах не присохла к живописи, необходимо разглаживать ее
— Реставрировали ли чеканку, которая была на иконе?
— Да: прошкурила ее и слегка покрасила золотой краской.
— Довольны ли вы результатом?
— Да, я довольна. Но икона не картина: творец — Бог, а человек, который пишет, иконописец — его рука. Иконописцы и сейчас, в отличие от художников, никогда не подписывают свою работу.