Все новости
4 Мая 2018, 16:35

У каждого своя дорога

В журналистику приходят разными путями


— Уважаемые экскурсанты! Сегодня мы с вами отправляемся в увлекательное двухдневное путешествие в город Оренбург. Меня зовут Забир Исламов, я экскурсовод первой категории.


Примерно так начинались мои экскурсии тридцать с лишним лет назад. Самыми надежными помощниками экскурсовода на дальних маршрутах являются водители автобуса. И однажды мне захотелось написать об их нелегком труде, шоферских буднях. Материал получился объемным, а заголовок мне подсказали сами водители. Назвали его «У каждого своя дорога». Я пришел в редакцию городской газеты «Ленинский путь», зашел в отдел писем и отдал свою рукопись. И благополучно забыл о ней. Даже не думал, что ее опубликуют, и вот по какой причине. Еще будучи студентом филологического факультета Башкирского государственного педагогического института (сейчас — БГПУ имени Акмуллы), записался на факультатив журналистики. Дама, ведущая факультатив, дала нам задание, мы написали небольшие заметки, и она вынесла мне свой вердикт: «Из вас журналиста не получится».

Прошло около трех месяцев, когда у меня дома раздался телефонный звонок: «Ваш материал опубликовали». Сказать, что я обрадовался, значит ничего не сказать. Люди радуются, увидев в печатном издании свою фамилию. А тут твоя первая статья, занявшая половину страницы газеты. Конечно, немного подсократили, но по сути ничего не изменили. Когда в очередной раз пришел в редакцию, мне дали конкретное задание. Я, конечно же, согласился с радостью и стал внештатным корреспондентом. А через два года освободилось место в редакции многотиражной газеты «Салаватское стекло», и мне предложили перейти туда уже в качестве штатного корреспондента. В течение года под руководством замечательного редактора Светланы Андреевны Саитовой я постигал азы журналистики, набирал материалы на пишущей машинке, благо печатать научился еще раньше.

Восьмидесятые, девяностые годы были временем расцвета газеты «Ленинский путь» (затем — «Выбор») и его удивительно дружного коллектива под руководством главного редактора Ванцета Кинича Азнагулова. Тираж газеты — немыслимо по сегодняшним меркам даже для республиканской газеты — достигал 37 тысяч экземпляров.

Запомнилось многое. Например, десятидневная командировка в Москву журналистов, пишущих на правоохранительные темы. К моему удивлению, из республики, кроме меня, поехал только один журналист из «Вечерней Уфы». После семинаров и лекций нас повезли на тренировочную базу ОМОНа, по тем временам это было очень круто. Распределили на ночное дежурство по службам московской милиции. Я попал в экипаж патрульно-постовой службы, который патрулировал Тверскую улицу от Белорусского вокзала до Красной площади. Московские стражи порядка не только охраняли покой жителей, но и показывали нам, провинциалам, в каких домах живут Алла Пугачева и другие знаменитости. Рублевки и крутых дач тогда еще не было.

В шахтерский город Краснодон я поехал во время отпуска. Тогда Украина уже отделилась, но еще не было антироссийской истерии. Музей легендарных молодогвардейцев, который когда-то принимал огромное количество гостей со всего мира, опустел. Очень хотелось попасть в шахту Донбасса. На мое счастье, друг-шахтер был таким же любителем творчества Сергея Есенина, как и я. Отстояв большую очередь за вином, поехали на шахту. Презент диспетчеру, и я уже превратился в ученика шахтера. Полное переодевание в шахтерскую робу, каска, фонарь — и клеть (двухъярусный железный лифт для спуска) опускается вглубь на 800 метров. Конечно, было боязно, да еще народные приметы. Выходя из дома, споткнулся о порог, а на календаре — 13 число. Но ходу назад не было. Два часа под землей, где в январе было жарко, и незабываемые впечатления, которые я постарался изложить в очерке, который опубликовали в родной газете.

Встречи, встречи… Комсомольские собрания, конференции, молодой задор, конкретные дела комсомольцев — все это запечатлено на страницах газеты. Рад, что почти с первого дня работы встречался с ветеранами Великой Отечественной войны, когда они были еще полны сил и энергии. Их воспоминания со слезами в глазах, откровения также остались в газетных строках.

Когда шла необъявленная война в Афганистане, я уже работал в редакции. Писать об этом запрещалось. И только в 1988 году мы смогли опубликовать первую статью «Улица имени Бочкарева». Помню, как переживала его мама Нина Александровна, рассказывая о своем сыне. А в наши дни вместе с «афганцами» приходится оберегать память героя от некоторых посягателей, которым неймется переиначить последние дни его жизни. Затем было много статей о погибших в Афганистане, Чечне и других «горячих» точках салаватских парнях: Викторе Карпове, Александре Чистякове, Романе Сидорове, Герое России Владимире Трубанове. Когда готовил эти статьи, будто заново переживал их короткие биографии.

Мы не только писали о них. 18 лет назад автор этих строк вышел с инициативой создания городского фестиваля солдатской песни, ее поддержал отдел по делам молодежи администрации города. Теперь фестиваль проводится ежегодно.

Приятно сознавать, что вместе со своими коллегами Людмилой Станковой, Галиной Рудько мы стояли у истоков замечательной акции «Человек года». Вот уже много лет мы определяем людей, более других повлиявших на жизнь города и его жителей. «Человек года» — признание результатов социально значимых дел.

В непростые девяностые писали о молодежных группировках города, встречались с их представителями, пытаясь понять, из-за чего идет между ними война и что они делят. Сейчас вместе с полковником милиции в отставке Виктором Давыдковым мы мысленно возвращаемся в те годы, работая над рубрикой «Легенды салаватского сыска». Никогда не забывали о проблемах религии. Мой первый репортаж о будущей соборной мечети города был посвящен закладке камня на ее месте. Газета «Выбор» освещает все значимые события в жизни мечети. Не остается без внимания и кафедральный собор, монастыри Салаватской епархии.

Фронтовики, ветераны труда, труженики самых различных предприятий, солдаты в войсковых частях, призывники, студенты, школьники, мотогонщики, энтузиасты своего дела — огромная, бесконечная череда лиц, характеров прошла через мою жизнь в журналистике.


С тех пор, как я впервые переступил порог редакции, прошло много лет, изменилась страна. Мои первые молодые герои, о которых когда-то писал, помнят меня до сих пор, здороваются и хранят газеты как память. Статьи журналистов газеты вошли в многочисленные книги о родном городе. И я могу с полной уверенностью сказать: журналистика — моя судьба.
Читайте нас: