Все новости
4 Мая 2018, 13:57

Орден Славы боевой, орден Славы трудовой

Грудь Василия Ивановича Корнеева украшает множество наград


Свою трудовую биографию тёзка легендарного Чапаева начал в тринадцатилетнем возрасте. В колхозе деревни Преображеновки Стерлитамакского района его посадили на лошадь, запряжённую в жнейку. С пятнадцати лет он уже работал конюхом. Отец Иван Михайлович был кузнецом, на фронт его забрали сразу после начала войны, погиб в Белоруссии, где потом довелось воевать сыну. Василию не исполнилось ещё 17 лет, когда пришла повестка из военкомата...


В декабре 1942 года его отправили на пересыльный пункт в Уфу, затем — в Оренбургскую область, в Тоцкие лагеря, в 135 артиллерийский полк. Там по ускоренной программе готовили связистов, артиллеристов, разведчиков-наводчиков. В начале 1943 года их повезли в Москву, в резерв Верховного главнокомандующего. Это значит, что их могли отправить в самые «горячие» места на фронте. И отправили — на Первый Белорусский фронт. На календаре был ноябрь 1943 года.

— Выгрузили нас из эшелона на лесном полустанке, — вспоминает 93-летний ветеран. — 11 ноября после артподготовки, во время которой земля дрожала, мы начали наступление, а 26 ноября освободили Гомель. Командир взвода говорил мне: «Ты глаза и уши артиллерии, корректируй огонь». Когда форсировали реку Сож, командир отделения связи Верещагин наступил на мину, ему оторвало ногу. Санитаров рядом не оказалось, и мы на носилках спешно переправили его обратно на другой берег. Запомнилось, как тепло и сердечно нас встречали жители при освобождении Гомеля.

24 июня 1944 года под Бобруйском фронт перешел в наступление. Освободили несколько населенных пунктов. Взяли немцев в кольцо. В результате операции Первый Белорусский фронт, где воевал Корнеев, разгромил 9-ю немецкую армию и продвинулся на 110 километров вперед. Бобруйск, Могилев, Жлобин — эти географические названия ветеран знает не понаслышке, сам прошагал через эти города в своих ботинках с обмотками. Видел в нескольких местах чудовищные зверства фашистов, когда после них оставались пепелища сараев с заживо сожженными людьми.

В предместье Варшавы Корнеева ранило осколком мины в ногу. Осколок вынимали в летучем лазарете без всякого наркоза, затем отправили в полевой госпиталь, который располагался в сарае, где вместо кроватей постелили солому. Василий, даже не долечив рану, ушел догонять свою часть. Затем были жестокие бои в Сандомирском плацдарме, форсирование Днепра и Шпрее уже в Германии.

— В обороне мы жили в блиндажах, где были установлены круглые железные печки, а топить их можно было только ночью, — вспоминает ветеран. — А во время наступления спали прямо в окопах и траншеях. Полевая кухня не всегда поспевала за нами, бывало, по несколько дней не ели. Однажды увидели убитую лошадь и тут же разрубили ее на части, сварили, наелись досыта.


За свои ратные подвиги старшина Корнеев награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», двумя орденами Красной Звезды, орденом Славы третьей степени. Говорить о конкретных подвигах он не любит.


9 мая 1945 г. их часть находилась в лесу. Когда объявили, что закончилась война, все начали стрелять из разных видов оружия, обнимались, выпили фронтовые сто грамм. Но Корнеев попал домой не сразу, оставшись служить в Германии, в отпуск приехал только в 1947 году. Из Стерлитамака 18 километров шагал домой пешком, а через пять дней снова отправился в часть. После возвращения в Германию ему сообщили, что киношники снимают фильм «Падение Берлина» (1949 год). Корнеев участвовал там в учебных стрельбах, его засняли, когда он стоял со стереотрубой.

Он демобилизовался только в 1950 году и поехал с другом в Фергану, два года работал монтером в шахте, там встретил свою судьбу. Валентина трудилась табельщицой. В 1952 году они вместе вернулись в Башкирию, обосновались в молодом городе Салавате. Василий Иванович устроился на строящуюся теплоцентраль, где 22 года работал монтером, затем — мастером, выполнял самые сложные производственные задания. Еще 14 лет трудился на Ново-Салаватской ТЭЦ, за трудовые успехи награжден орденом Трудовой славы.

Его супруга ушла из жизни 14 лет назад, умер и сын. В Салавате живет еще один сын, есть внуки и внучки.

— День Победы не зря называют праздником со слезами на глазах, — говорит Василий Иванович. — Тяжело и радостно одновременно. Сколько погибло боевых друзей, сколько их ушло уже в мирное время. Мы победили жестокого и безжалостного врага, отдав миллионы жизней. В прежние годы я участвовал во всех парадах, а сейчас сильно болит нога, прийти на парад уже не смогу. Поздравляю всех фронтовиков с этим светлым праздником. Пусть дольше продлятся ваши дни.



Читайте нас: