Все новости
4 Мая 2018, 14:16

Никто не забыт, ничто не забыто

Учителя школы № 2 – участники Великой отечественной войны


«Придёт день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев, а были люди, которые имели своё имя, свой облик, свои чаяния и надежды... Пусть же эти люди будут всегда близки нам как друзья, как родные, как вы сами!»


Юлиус Фучик.








Хлынцев Андрей Никанорович

Имел награды:

медаль «За отвагу» (8.05.1943 г.);

медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (20.03.1946 г.);

медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне1941-1945 гг.» (12.03.1946 г.).








Родился 14 октября 1919 г. в с. Петровское Ишимбайского района в многодетной семье простых крестьян. В доме была небольшая полка с книгами. Часто по вечерам Андрей читал сказки младшим сестрам, которые охотно слушали его. Был призван в 1938 г. в армию вместе со старшим братом. Служил на Дальнем Востоке, участвовал в войне с Японией, затем был отправлен в Ленинградскую область, где участвовал в Финской войне. С 1941 г. воевал на Ленинградском фронте, был артиллеристом. При освобождении Великих Лук получил ранение в ногу, был контужен, затем долго лечился в госпитале и по инвалидности был комиссован в тыл. Вернувшись домой, поступил в Стерлитамакский пединститут, после окончания которого учительствовал в сельской школе. Помимо уроков, в школе организовывали небольшие спектакли, разыгрывали сценки, где участвовали и ученики, и учителя. Андрей Никанорович очень хорошо играл на гитаре, пел. Он вспоминал, что иногда вместо ужина они садились вместе с молодой женой и пели под гитару песни. В 1954 г. Хлынцев был направлен в Ишимбай. Здесь он начал работать редактором городской газеты. Затем его перевели на работу директором школы № 5. Был направлен в колхоз Стерлитамакского района на должность председателя. Жена работала в медпункте фельдшером-акушером. Позже Хлынцева перевели в строящийся город Салават учителем в школу № 9, затем — в школу № 2 учителем и завучем. Андрея Никаноровича поразила новая четырехэтажная школа со светлыми классами, новыми партами и досками, широкими коридорами, спортзалом. Работы в школе было очень много. Он часто засиживался допоздна, обсуждая с коллегами учебный процесс, выступал на городских совещаниях и педсоветах, вместе с учителями и учениками обустраивал территорию школы, сажал деревья. Ежегодно выезжал с учениками на уборку урожая в колхозы, участвовал в художественной самодеятельности как в школе, так и в городском клубе «Строитель», играл в спектаклях, знал наизусть весь текст романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Летом его назначали директором пионерского лагеря «Спутник», где он, помимо организаторской работы, устраивал походы, слеты, пионерские костры. Андрей Хлынцев, по словам дочери Татьяны, очень любил природу. Часто они с семьей выезжали в лес, на речку. Андрей Никанорович любил работать в саду, покупал саженцы и бережно за ними ухаживал. Его любили и уважали ученики, учителя, а для своих детей он был примером для подражания. К сожалению, Андрей Никанорович рано ушел из жизни, ему было всего 47 лет. До последнего дня он интересовался делами школы и переживал, что не может в них участвовать.






Четвериков Александр Васильевич

Имел боевые награды:

орден Красного Знамени (1954 г.);

орден Красной Звезды (1949 г.);

медаль «За боевые заслуги» (1944 г.);

медаль «За победу над Германией» (1945 г.); медаль «За победу над Японией» (1945 г.).





Александр Четвериков родился в д. Карташовка Архангельского района 31 марта 1911 г. Успешно окончил 6 классов, дальнейшее образование продолжил самостоятельно, потому что, будучи старшим сыном в многодетной семье, начал трудовую деятельность, чтобы помогать родителям. В 1927 г. окончил 7 классов. В 1928 г. поступил в Благовещенский учительский институт на факультет начальных классов. С января по сентябрь 1933 г. Четвериков находился на подготовительных курсах Благовещенского педтехникума БАССР, где и сдал экзамены. 1 ноября 1933 г. был призван в ряды РККА (Рабочей-крестьянской Красной армии), где и прослужил до 1959 г. Окончив офицерские курсы, получил назначение в город Уссурийск Дальневосточного военного округа. Здесь Александр Васильевич встретил свою судьбу, боевую подругу и любовь — единственную и на всю жизнь — Лидию Ивановну. Молодые поженились 8 апреля 1941 г. Свою любовь и верность супруги Четвериковы пронесли через всю жизнь.

С первых дней Великой Отечественной войны, Александр Васильевич Четвериков защищал дальневосточные рубежи Отчизны, находясь в рядах Красной армии, которая сдерживала миллионную Квантунскую армию Японии, отражая многочисленные провокации с ее стороны. А в августе 1945 г. в составе войск Красной армии он вступил в активные беовые действия. Войну Александр Васильевич победоносно завершил в городе Харбине.

После войны Александр Четвериков продолжал службу на Дальнем Востоке, на о. Сахалин. В 1952 г. на Сахалине фронтовики А.П. Лебедев, который прошел с боями от Москвы через Румынию до Вены, защитник Сталинграда Евгений Иосифович Ильенков создали малый клуб фронтовиков. Их дружба длилась всю жизнь. На 9 Мая члены малого клуба встречались, со слезами на глазах вспоминая суровые годы войны. После смерти Александра Васильевича его дочери, внук и правнучка, продолжая традиции малого клуба фронтовиков, встречаются с родными и близкими его друзей.

Четвериков завершил военную службу в звании капитана в Одесском военном округе, имея 28 лет военной выслуги. 1 февраля 1959 г. уволен в отставку приказом министра обороны СССР № 0270 от 24 декабря 1958 г.

Демобилизовавшись, Александр Васильевич вернулся в родные края — в Башкирию, в молодой город Салават. До последнего вздоха он занимался любимой профессией — работал учителем. Щедро отдавал детям тепло и богатство своей души, воспитывая достойных граждан страны Советов. Его уважали, ценили коллеги и очень любили ученики.

С января 1960 г. работал учителем труда средней школы № 3, в 1965 г. — в школе № 2 Салаватского гороно. 11 ноября 1971 г. Александра Васильевича Четверикова не стало. По стопам отца пошли две его дочери: Людмила Александровна и Галина Александровна. Галина Александровна, окончив школу № 2 и получив профессию учителя начальных классов, вернулась в стены родной школы и работала с отцом. Ее внучка Наташа тоже пошла по стопам прадеда. Людмила Александровна работала учителем математики в школах № 10, 14.






Двинский Виктор Владимирович

С апреля 1942 по май 1945 г. находился в концентрационных лагерях Иновроцлава, Штутгоф, Дахау, Рейхенау (Польша, Германия, Австрия).








Родился 26 февраля 1927 г. в городе Гомель (БССР). С 1928 по 1942 г. Виктор Двинский проживал в городе Ромны Сумской области. В 1941 г. окончил 7 классов. В 1965 г. окончил Оренбургский государственный педагогический институт им. В.П. Чкалова по специальности «Русский язык и литература». С 1965 по 1967 г. преподавал русский язык и литературу в Ташлинской средней школе Тюльганского района Оренбургской области. С августа 1967 г. Виктор Владимирович проживал в Салавате (ул. Калинина), работал в школе № 2 учителем русского языка и литературы. Работал в ШРМ № 4, в средних школах № 10, 11, 15 до сентября 1971 г. Жена Светлана Александровна — учитель русского языка и литературы. У них были дети: сыновья Владимир, Александр и дочь Ольга. Пройдя страшными дорогами концлагерей, испытав все нечеловеческие муки фашистских «фабрик смерти», Виктор Владимирович нашел в себе силы посвятить жизнь воспитанию и обучению детей. Это был вызов тем нечеловеческим страданиям, которые выпали на его долю. Не эта ли мечта — учить детей — давала ему силы выжить в фашистских лагерях и сохранить огромное человеколюбие и теплоту своей души, чтобы отдать людям? К сожалению, о его жизни известно мало, хотелось бы, чтобы родственники откликнулись, рассказали о Викторе Двинском. Проработав 4 года в школе № 2, Виктор Владимирович уехал в Краснодарский край.



ЭТО НЕ ЗАБЫВАЕТСЯ


...Когда в анкетах мы писали,

Что были долго в лагерях,

У собеседника в глазах

Презренье часто замечали.

В зрачках всегда немой вопрос

И недоверия обилье:

«Ты что же до сих пор живешь,

А не витаешь трупной пылью?»

Что среди нас великих нет,

Тому виной не наша леность:

Нам пресс послевоенных лет

Дал ощутить неполноценность.

Привыкли мы себя считать

В числе прошедших поколений,

Все нам мерещатся опять

Скелетов призрачные тени.

Их рати в куртках полосатых

Безмолвно жмутся на плацу.

Одни повешенные сняты,

Других приводят к палачу.

Штутгоф нам всем вселяет страх,

В нем «орднунг» всем живым угроза:

В нем привлекают «доходяг»

Для операций без наркоза.

Коль арестант попал в Штутгоф,

Каким бы ни был сильным, бодрым,

Он полностью в недельный срок

Теряет человека облик.

В нем трупов горы, все дымят,

Их сжечь в печах не успевают,

Их креозотный шпальный смрад

Совсем дыханье забивает.

Набиты доверху вагоны,

Закрыта дверь без сожаленья,

С полуживыми эшелоны

Ползут в Дахау на сожженье.

Тут результаты налицо,

Вполне пригодны, чтоб «гордиться»:

Из полумертвых семисот

Дышать осталось только тридцать.

Сказать «осталось» — значит врать,

«Оставили» — точнее будет,

Оставили, чтоб наблюдать,

Как в муках гибнут «недолюди».

Но просчитались господа,

Что видом смерти наслаждались,

Не ведали — из доходяг

Один иль два в живых остались.

Приятно ощущать, что мы

Сейчас совсем не в виде пепла,

Что чувствуем себя людьми,

Живем, чтоб дружба наша крепла.

Попали под закона сень,

Пришла пора освобожденья,

Пришел и к нам счастливый день,

Второй день нашего рожденья.

И верить нам пришла пора:

Не зря нас по миру носило,

И жизнь мы прожили не зря,

И мы — сыны твои, Россия!


Виктор Двинский.


Стихотворение напечатано в газете «Каневская неделя», № 18, 5 мая 2005 г.
Читайте нас: