Кому платят за рекламу в лифте?
«В последнее время в лифте, пространстве около него, перед входом в подъезд регулярно появляется реклама. Законно ли это? Я не давала согласия на это безобразие в лифте. Как быть? Куда обращаться? И ещё один вопрос: кому платят за рекламу и куда потом эти средства уходят, точнее, должны уходить по закону? Буду благодарна, если вы осветите данный вопрос на страницах газеты».
Айгуль, на вопрос, аналогичный вашему, отвечали для Общественной электрогазеты в Госкомитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору.
— Размещение рекламы в фойе, на фасадах домов, лестничных клетках и кабинах лифтах должно инициироваться собственниками. Ведь мы говорим о местах общего пользования, — поясняет представитель Госжилнадзора по РБ Олег Фахрутдинов. — Юридически это собственность граждан. Здесь управляющая компания не должна своевольничать. И просто обязана обговорить с жителями вопросы размещения рекламы в доме.
Айгуль, вам стоит обратиться в УК и получить ежегодный отчет. После его анализа станет ясно, куда уходят средства от рекламы. В идеале они должны направляться на содержание жилого дома. В худшем случае — в отчете не будет указано, куда делись средства от размещенной рекламы, тогда можно обратиться в Госжилинспекцию и получить предписание на демонтаж рекламы. Можно обратиться и в МВД, ведь если собираемые средства собираются неправомерно, это уже мошенничество.
Самое правильное решение — организовать общее собрание и прописать пункт, касающийся рекламы в подъезде, в договоре управления многоквартирным домом. Например, жители дома могут поручить управляющей компании решать вопросы с рекламой, при условии, что основная часть прибыли пойдет на содержание дома, а оставшаяся доля — на содержание аппарата УК (поскольку для УК это дополнительная задача). Если договоренность не была достигнута, рекламы в доме быть не должно. Дом — это не собственность УК, а собственность жителей.
По закону, решение о размещении баннеров и досок информации принимают только жители. Но, как пишут СМИ республики, в большинстве случаев происходит наоборот. Есть и еще один подводный камень: стоимость рекламы в подъезде сильно занижается. К примеру, рекламная доска в лифте реально приносит 5 000 рублей в месяц. А по отчетам проходит совершенно другая сумма: жители «видят» только 500 рублей. Причем даже то, куда они потрачены, невозможно отследить. В некоторых случаях управляющие компании не гнушаются даже подделкой протоколов общих собраний.