12 ПАННО, ИЗОБРАЖЁННЫХ НА ДОМАХ ГОРОДА, ВКЛЮЧЕНЫ В ПЕРЕЧЕНЬ ВЫЯВЛЕННЫХ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ
На протяжении двух лет — с 1967 по 1968 годы — в Салавате над созданием монументально-художественной росписи на фасадах многоквартирных домов трудилась большая группа художников Башкирского отделения художественного фонда РСФСР. Вот уже на протяжении 50 лет 12 красочных панно украшают улицы нашего города, а с апреля 2017 года они были включены в перечень выявленных объектов культурного наследия. В список вошли: «Мужество», «Юность», «Нефтехимики», «Сабантуй», «Искусство», «Ленин», «Спорт», «Символика», «Рабочий», «Родина-мать», «Сеятель», «Комсомол». Эти работы составляют единый ансамбль и рассчитаны на обозрение с расстояния. Выполнены работы в технике «сграффито» — цветной многослойной штукатуркой из специального состава.
ПЕРЕНЕСЁМСЯ В ДАЛЁКИЙ 1965 ГОД...
— Предстоял юбилей Октябрьской социалистической революции (1967 год), а в 1970 году — 100-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Надо было запечатлеть эти памятные даты. Этот вопрос рассматривался на заседании горисполкома. Поскольку Салават — город нефтехимиков и строителей, город спорта, то на домах решили запечатлеть память о нефтехимии, строителях и стеклоделах, спортсменах, изобразить Владимира Ленина. Исполнителем был выбран Башкирский художественный фонд, — вспоминает Почетный гражданин города Таис Губаевич Колышев.
В 1965 году он работал начальником геодезической службы — заместителем главного архитектора города. Конечно, он не занимался росписью торцов, но в его задачи входило обеспечение художников всем необходимым и создание условий для их творчества.
— Кстати, сейчас фон панно стал другим. Это произошло лет 7-8 назад во время их реставрации. Раньше он был серым, теперь красноватый, — уточнил собеседник.
В ЧЕСТЬ ОКТЯБРЯ — НА ОКТЯБРЬСКОЙ
Работы на ул. Октябрьской расположены на торцах домов № 32 — «Символика», № 36 — «Рабочий», № 40 — «Родина-мать» и № 42 — «Сеятель». Темы были выбраны не случайно. В этих панно была отражена победа Октябрьской революции, могущество нашей Родины и счастье советского народа, принесенные Октябрем. Авторы — молодые талантливые художники Петр Хромов и Рем Петров. В исполнении им помогали молодые художники Чаругин, Лебедев и Ходаев.
На первой росписи изображена человеческая фигура «Сеятель», сеющая людям счастье, плоды которого восходят под лучезарным солнцем и расцветают всеобщей радостью на земле. Вторая роспись символизирует «Родину-мать», могущество и богатство нашей страны. На ней виден путь нашей Родины от знаменитого выстрела «Авроры» до космических стартов.
Спокойный образ матери-Родины выражает надежную защиту и уверенность в завтрашнем дне. На третьем торце — «Рабочий» — фигура рабочего, разбивающего молотом старый мир и кующего счастье народу. А вот тема «Символика» подытоживает изобразительный смысл этих произведений в конкретной историко-философской форме. В ней нашли отражение и буйный вихрь Гражданской войны, и дни восстановления, и суровое время 1941-1945 годов, и будни тех лет, выраженные синевой гагаринских глаз. Все четыре произведения органично связаны между собой и композиционно выражают одну общую идею.
ИЗ РАЗРЯДА ЛЕГЕНД — «ДЕВУШКА С КОЛБОЙ»
На домах № 19 и 23 (ул. Ленина) жители города могут увидеть яркие мозаичные работы братьев Александра и Николая Бурзянцевых на темы «Юность» и «Нефтехимия». Они были выполнены из дорогого материала — разноцветной смальты и обыкновенных керамических плит.
Панно на ул. Ленина, 19 является уникальным объектом, окутанным красивой тайной. Мозаичное панно имеет несколько названий — «Юность», «Молодость» и «Большая химия». Но главный секрет состоит в том, что за основу «Девушки с колбой» был взят портрет реального человека — учителя химии школы № 12 (сейчас Лицей № 1) Лидии Павловны Аникеевой. После успешного окончания Башгосуниверситета Лидия Павловна пришла работать в школу в 1967 году. На одном из уроков ученица 10 класса Ольга Лифанова (ныне Михеева) решила нарисовать новую учительницу в профиль. Портрет получился настолько красивым, что одноклассник Ольги Игорь Колышев попросил у нее рисунок, чтобы показать его своему отцу Таису Губаевичу Колышеву:
— Учительница химии — Лидия Павловна. Моя супруга работала вместе с ней в 12-й школе, а наш сын оканчивал 10 класс. Помню, Игорь приносил рисунок. Тогда я посоветовался с мозаичниками. Конечно, не точно изобразили, но что-то они с ее изображения точно сняли, — вспоминает Таис Губаевич.
Интересно были выполнены росписи на учебном комбинате завода технического стекла (ныне здание Многофункционального центра). Автор проекта — художник-архитектор Сергей Александрович Литвинов поставил себе задачу создать единый комплекс художественно-декоративного оформления здания в смешанной технике — сграффито и каменной мозаике. Художники-исполнители — Шарафутдинов, Швецов и Сазонов во главе с опытным художником, членом Союза художников Алексеем Платоновым из простых камней и мраморной крошки сумели создать отличное монументальное архитектурно-художественное произведение.
В левом углу, вверху, изображен гусь. Это эмблема завода «Гусь-Хрустальный». Завод под Москвой знаменит своими изумительно красивыми изделиями из стекла. Внизу фриз, изображающий историю производства стекла от древних Египта и Руси до наших дней.
Панно «Искусство» и «Сабантуй» созданы по эскизам студентов Московского художественного института им. Сурикова Рашитом Имашевым и Абреком Абзгильдиным. Работы были современны по стилю, национальны по духу и основаны на традициях каменной живописи. Художники показали мелодию песни и ритм башкирского танца, их пластику. В теме «Сабантуй» на торце дома на ул. Ленина, 37 — могучая динамика движения и спокойное величие борцов и стрелков. Их образы основаны на фольклоре и башкирском эпосе. В этих работах нет отдельных портретных изображений, но типы народные, характерные для башкир и насыщены национальным колоритом.
Художественное произведение — портрет Салавата Юлаева по сей день украшает торец дома № 16 на б. Космонавтов. Его автора — заслуженного художника Башкирии Алексея Кузнецова давно волновал образ Салавата. Много ездил он по башкирским селам и деревням Бурзянского, Баймакского и Хайбуллинского районов в поисках подходящих типажей. Им были сделаны десятки вариантов эскизов на тему «Салават Юлаев». Наконец, образ Салавата был найден. Найдено и привязочное композиционное решение, органично вошедшее в архитектурный ансамбль. Салават был изображен в национальном уборе с причудливым декоративным узором. За Салаватом красный фон — отблеск пожарищ пугачевского бунта. Слева — вертикальный прямоугольник, стилизованно изображающий динамичное, бурное пламя народного восстания. Ниже — в ореоле черно-красных лучей — круг солнца. Снизу композицию замыкает группа башкирских джигитов-всадников, строго выдержанная в черно-красно-белых красках. Они выражают единство и сплоченность. Салават изображен как полководец, мыслитель и батыр.
Очень интересно и своеобразно решил технику исполнения художник Кафиль Калимуллович Терегулов в своей работе на ул. Уфимской, 84. Он с напарником — молодым художником Вакилем Шугаюповым исполнил тему «Комсомол» в смешанной технике — сграффито и мозаике с применением смальты, декоративных керамических плит, гранита, мрамора и разноцветных сухих пигментов. Богатство палитры придало особую прелесть этой работе. Композиция росписи включает в себя пять монументальных фигур, рассказывающих об историческом пути молодежи первого в мире социалистического государства за 50 лет. Фигура юного красноармейца олицетворяет собирательные образы героев Гражданской войны, солдата — образ воина Великой Отечественной войны, защитившего человечество от фашизма, девушки — труженицы колхозных полей, монтажника — строителя, человека в скафандре — космонавта.
Такова история, а в ближайших номерах мы расскажем о домах, которые обрели особенное лицо совсем недавно и с помощью других художественных решений и техник.